Никто из авторов произведений искусства не хочет,
чтобы результат их творческих усилий увидел свет под чужим именем. Или чтобы вознаграждение
за их труд присваивали люди, к созданию произведений не имевшие никакого
отношения. И здесь на защиту прав авторов в большинстве стран мира встает
закон. Ведь иначе не будет стимула у талантливого человека создавать что-то, что
станет культурным достоянием его народа, по которому будут судить о таланте всего народа и величии его
государства.
Вот как определяет права авторов литературных
произведений и устанавливает ответственность за их нарушение Гражданский Кодекс
Российской Федерации (главы 69 и 70):
Субъекты
авторских прав
Автором литературного произведения признается
гражданин, творческим трудом которого оно создано. Не признаются авторами литературного
произведения граждане, не внесшие личного творческого вклада в его создание, в
том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное,
организационное или материальное содействие.
Автором считается лицо, указанное в качестве
такового на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
Информацией об авторском праве признаются также любые цифры и коды, в которых
она содержится.
Граждане, создавшие литературное произведение
совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того,
образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая
из которых имеет самостоятельное значение.
Права на литературное произведение, созданное в
соавторстве, принадлежат соавторам совместно.
Произведение, созданное в соавторстве, используется
соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В
случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из
соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого
произведения.
Часть произведения, использование которой возможно
независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение,
может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между
соавторами не предусмотрено иное.
Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать
меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами
произведение образует неразрывное целое.
Субъектами авторского права также являются правообладатели
– лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним
от автора по различным основаниям (в силу закона или по договору).
Объекты
авторских прав
На литературное произведение признаются авторские
права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом,
а также личные неимущественные права.
Не допускается без разрешения автора или иного
правообладателя удаление или изменение информации об авторском праве, а также
воспроизведение, распространение, доведение литературного произведения до
всеобщего сведения.
Авторские права распространяются как на
обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо
объективной форме.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских
прав не требуется регистрация литературного произведения или соблюдение
каких-либо иных формальностей.
Авторские права распространяются на часть
литературного произведения, на его название, на персонаж, если по своему
характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда
автора.
Помимо оригинальных литературных произведений к
объектам авторских прав также относятся:
- производные литературные произведения, то есть
произведения, представляющие собой переработку другого литературного произведения;
- составные литературные произведения, то есть
произведения, представляющие собой результат творческого труда, выраженный в
подборе и расположении в нем других литературных произведений или их фрагментов.
Переводчику литературного произведения принадлежат
авторские права на осуществленный перевод.
Автору производного литературного произведения
принадлежат авторские права на переработку оригинального произведения.
Составителю сборника, автору иного составного
произведения (антологии, энциклопедии и т.п.) принадлежат авторские права на
осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).
Переводчик, составитель либо иной автор производного
или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии
соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного
или составного произведения.
Автор произведения, помещенного в сборнике или ином
составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от
составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем
составного произведения.
Авторские права на перевод, сборник, иное
производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить
либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои
составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.
Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей,
периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель
вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или
требовать его указания.
Авторы или иные обладатели исключительных прав на
произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от
права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением
случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам
либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным
законом.
Виды
авторских прав
Кроме имущественного исключительного права на литературное
произведение, которое может быть отчуждено, автору принадлежат личные
неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на
неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от
этих прав ничтожен.
Право авторства и право автора на имя
Право авторства (право признаваться автором
произведения) и право автора на имя (право использовать или разрешать
использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом)
или без указания имени, то есть анонимно) неотчуждаемы и непередаваемы, в том
числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на
произведение и при предоставлении другому лицу права использования
произведения.
Авторство и имя автора охраняются бессрочно.
При опубликовании произведения анонимно или под
псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет
сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на
произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем
автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их
осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого
произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Право на неприкосновенность произведения
Не допускается без согласия автора внесение в его
произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение иллюстрациями,
предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями
(право на неприкосновенность произведения).
Автор может дать согласие на внесение в будущем
изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его
иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление
ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что
этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия
произведения.
При использовании произведения после смерти автора
лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить
внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что
этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия
произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в
завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
Извращение, искажение или иное изменение
произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно
как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его
чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию
заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его
смерти.
Право на обнародование произведения
Автору принадлежит право на обнародование своего
произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на
осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для
всеобщего сведения путем его опубликования либо любым другим способом.
Опубликованием является выпуск в обращение
экземпляров произведения, представляющих собой его копию в любой материальной
форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей
публики исходя из характера произведения.
Автор, передавший другому лицу по договору
произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого
произведения.
Исключительное право на литературное произведение
Исключительное право на литературное произведение
означает право использовать это произведение по своему усмотрению в любой форме
и любым законным способом.
Исключительное право на литературное произведение
первоначально возникает у его автора и в дальнейшем может быть передано или перейти
к другим лицам (правообладателям).
Автор или иной правообладатель вправе распорядиться
исключительным правом на произведение любым законным способом, в том числе передать
его в полном объеме другому лицу (по договору об отчуждении исключительного
права на произведение) или предоставить другому лицу право использования
произведения в установленных пределах (по лицензионному договору).
Использованием произведения (оригинала или
экземпляров) считается, в частности:
- воспроизведение – изготовление в материальной
форме (печатное издание, аудиозапись, запись на электронном носителе, включая
память ЭВМ);
- распространение путем продажи, импорта или иного
отчуждения;
- прокат;
- публичное представление в живом исполнении (чтение)
или с помощью технических средств;
- перевод или переработка (создание производного
произведения);
- доведение до всеобщего сведения (возможность
доступа к произведению из любого места и в любое время).
Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему
исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского
права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих
элементов:
- латинской буквы "C" в окружности;
- имени или наименования правообладателя;
- года первого опубликования произведения.
Исключительное право на произведение, оставленное
автором за собой, действует в течение всей его жизни и семидесяти лет, считая с
1 января года, следующего за годом его смерти.
В случае смерти одного из соавторов исключительное
право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит
из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Если произведение
образует неразрывное целое, то доля умершего соавтора в исключительном праве
переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.
Исключительное право на произведение, созданное в
соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других
соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его
смерти.
На произведение, обнародованное анонимно или под
псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет,
считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно
или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее
оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни
автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Исключительное право на произведение, обнародованное
после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования
произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования,
при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после
смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и
посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается
продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом
реабилитации автора произведения.
Если автор работал во время Великой Отечественной
войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный
настоящей статьей, увеличивается на четыре года.
После прекращения действия исключительного права
произведение литературы, как обнародованное, так и необнародованное, переходит
в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без
чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При
этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Перешедшее в общественное достояние необнародованное
произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование
произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в
письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).
Исключительное право на произведение переходит по
наследству.
Если наследников нет, или никто из них не имеет
права наследовать, или все они отстранены от наследования, или не приняли
наследства, отказались от него, исключительное право на произведение
прекращается и произведение переходит в общественное достояние.
Свободное
использование литературного произведения
Допускается без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и
источника заимствования:
- цитирование произведения в полемических,
критических, информационных, учебных целях, для раскрытия творческого замысла
автора в объеме, оправданном целью цитирования;
- использование отрывков из произведения в печатных
изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в
объеме, оправданном поставленной целью;
- публичное представление произведения в живом
исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных и
медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях
уголовно-исполнительной системы работниками данных организаций и учреждений и лицами,
соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных
учреждениях;
- создание и распространение без цели извлечения
прибыли экземпляров произведения в форматах для слепых и слабовидящих
(рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами).
- тифлокомментирование, снабжение сурдопереводом для
облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими
возможностями.
- создание литературной пародии на оригинальное
произведение и ее использование.
Общедоступные библиотеки и архивы, доступ к архивным
документам которых не ограничен, при отсутствии цели извлечения прибыли вправе
без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:
- предоставлять во временное безвозмездное
пользование оригиналы или экземпляры произведений, введенные в гражданский
оборот;
- создавать единичные копии (в том числе в электронной форме)
ветхих, испорченных, дефектных, единичных или редких экземпляров произведения (для обеспечения их сохранности,
восстановления или замены, с указанием имени автора и источника заимствования);
- создавать копии (в том числе в электронной форме)
малообъемных произведений, опубликованных в сборниках и периодических печатных
изданиях, коротких отрывков из иных опубликованных произведений и предоставлять
их по запросам граждан для научных и образовательных целей (с указанием имени
автора и источника заимствования).
Образовательные организации при отсутствии цели
извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но
с указанием его имени и источника заимствования создавать копии (в том числе в
электронной форме) малообъемных произведений, опубликованных в сборниках и
периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных опубликованных
произведений и предоставлять их обучающимся и педагогическим работникам для
проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в
необходимых для этого количествах.
Защита
авторских прав на литературное
произведение
Защита исключительного права на литературное произведение
осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
- о признании права – к лицу, которое отрицает или
иным образом не признает данное право;
- о пресечении действий, нарушающих право или
создающих угрозу его нарушения, – к лицу, их совершающему или осуществляющему
приготовления к ним, к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;
- о публикации решения суда о допущенном нарушении с
указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права;
- о возмещении убытков – к лицу, неправомерно
использовавшему произведение без соглашения с правообладателем либо иным
образом нарушившему это право и причинившему ему ущерб;
- об изъятии контрафактных материальных носителей
произведения (печатных изданий) – к их изготовителю, импортеру, хранителю,
перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
Автор или иной правообладатель не обязан доказывать
размер причиненных ему убытков. При этом он вправе вместо возмещения убытков
требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов
рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере стоимости контрафактных
экземпляров произведения;
- в двукратном размере стоимости права использования
произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых
обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем
способом, который использовал нарушитель.
Контрафактные печатные издания по решению суда
подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
В соответствии с п. 3 ст. 32.4 КоАП РФ по просьбе обладателя авторских или
смежных прав ему могут быть переданы конфискованные экземпляры произведений.
В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита
осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения,
существовавшего до его нарушения, пресечения действий, нарушающих право или
создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации
решения суда о допущенном нарушении.
Меры ответственности за нарушение авторских прав подлежат применению при
наличии вины нарушителя. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим эти
права.
Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить
нарушение авторских прав и не исключает применение в отношении него таких мер,
как публикация решения суда о допущенном нарушении, пресечение действий,
нарушающих исключительное право на литературное произведение либо создающих
угрозу нарушения, изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей.
Указанные действия осуществляются за счет нарушителя.
Указанные положения российского законодательства разработаны в том числе
и с учетом международных законодательных актов об охране интеллектуальной
собственности, которые Россия признала и которые имеют самостоятельную
юридическую силу, а именно:
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
от 09.09.1886 года;
- Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 года;
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по
авторскому праву от 20.12.1996 года;
Способы защиты
авторства
Автору лучше заранее обеспечить доказательства своих прав на литературное
произведение, чтобы застраховать себя в дальнейшем от потери или непризнания
права авторства.
Большинство способов предварительной защиты основаны на доказательствах приоритета,
то есть существования произведения под именем автора на дату, более раннюю, чем
дата существования произведения под именем лица, присвоившего авторство.
Как можно доказать свой приоритет:
1. Депонировать произведение и зарегистрировать авторские права на него в
специальной организации по управлению авторскими правами на коллективной
основе.
Автор, передавший такой организации на хранение копию произведения (в
бумажном или электронном виде), получает сертификат с указанием себя автором и датой передачи произведения на
депонирование. В случае спора об авторстве он предъявит этот документ, а организация-депозитарий
покажет копию произведения. Кроме того, название произведения за его авторством
заносится в специальный реестр организации.
Регистрацией прав и депонированием в России занимаются «Российское
авторское общество» (https://rao.ru/ – только регистрация в реестре), ООО
«Платформа технологий» IREG (https://ireg.pro/), АО «Национальный реестр
интеллектуальной собственности» n'RIS (https://nris.ru/), НП «Копирус» (https://copyrus.org/)
и несколько частных депозитариев.
2. Заверить у нотариуса дату и подлинность подписи автора на экземпляре
текста (нельзя подписывать текст заранее, до посещения нотариуса, подпись должна
быть поставлена только в его присутствии).
Таким заверенным экземпляром можно доказать, что автор создал произведение
раньше нарушителя.
Но нотариус может не согласиться на заверение, мотивируя свой отказ тем,
что Закон о нотариате разрешает удостоверять дату и подлинность подписи только под
документом, а литературный текст на бумаге – это не документ (что является
спорным утверждением и вопросом терминологии). В этом случае можно заверить у
него не подпись на оригинале текста, а ксерокопию произведения с указанием ФИО
автора (желательно еще и его подписи) на каждом листе (в колонтитуле).
3. Отправить заказное письмо на свой адрес.
Автору нужно поставить подпись с датой на экземпляре произведения,
запечатать его в конверт и отправить заказным письмом самому себе. Полученный
конверт хранить и не вскрывать. В случае судебного спора об авторстве дата
отправки письма на почтовом штемпеле явится подтверждением, что литературное произведение
в этом конверте создано, как минимум, не позднее этой даты.
Но нужно быть готовым к аргументу оппонента, что текст произведения вложен
во вскрытый конверт от другого письма и снова заклеен или что почтовый штемпель
на конверте подделан. Тогда придется заказывать экспертизу или делать запрос в
почтовую организацию.
Чтобы этого, по возможности, избежать, можно отправить письмо как ценное,
с описью вложения, в которой указать название произведения и его автора. И лучше
сохранить не только запечатанный конверт, но и чек оплаты почтового отправления
(на нем указывается учетный трек-номер письма).
4. Опубликовать произведение (или хотя бы отрывки из него) с указанием
своего авторства на своих страницах в соцсетях (а еще лучше завести для этого свой сайт), сделать и сохранить
скриншоты этих страниц в соцсетях или на сайте с текстом публикации. Лучше
публикацию еще и сопроводить знаком копирайта – ©. Можно разместить произведение
и на литературных сайтах (ЛитРес, Проза.ру и другие), но там оно проходит
модерацию, и многие авторы опасаются кражи авторства модератором, хотя это
довольно проблематично, так как весь процесс отправки произведения на сайт
сопровождается перепиской по электронной почте и заполнением специальных форм и
баз данных на сайте.
Использованы материалы сайтов https://e-kontur.ru/enquiry/1367/author_defence,
https://delo.ru/news/educational/avtorskoe-pravo.